УПРАВЛЕНИЕ АФФЕКТАМИ
В АРТ-ТЕРАПИИ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА
Аффект – это явление, относящееся к чувственной сфере человека. С точки зрения системной динамики, аффект противостоит смыслу - интенсивное эмоциональное напряжение скрывает за собой смысловое напряжение.

Общая стратегия работы с аффектами - движение в сторону замещения аффекта смыслом. Интеграция аффекта и смысла проживается человеком как экстаз – но эта следующая перспектива, выходящая за рамки психотерапии
ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА
  • Чувственные переживанияэто значимая реальность человека: отрицание чувств приводит к тому, что они начинают скрывать свою силу в теле и порождают симпотомы.
  • Чувства выступают индикаторами происходящего - они сигнализируют о необходимости изменений.
  • Аффекты дают опыт контакта со своей глубинной природой: они указывают на наши глубинные потребности и нехватку внутренней полноты.
  • Чувства выступают «следами» контакта с другими: кто-то всегда причастен к нашим переживаниям, чувства рождаются в контексте присутствия другого/других.
  • Аффект указывает на направление нашего дальнейшего развития: при должном усилии он способствует творческой самореализации.

Несмотря на свою интенсивность и как будто бы избыточность – аффект указывает на нехватку, на опустошенность, на дефицит внутреннего содержания.
АФФЕКТ
Аффект – это кратковременное эмоциональное состояние повышенной интенсивности. Любой аффект затрагивает психосоматическую сферу и имеет тенденцию к поведенческой реализации. В основе аффекта лежит бессознательный процесс, скрытая реакция на ситуацию.

Аффект – это страсть (πάθος), охватывающая человека, в своих положительных значениях она проявляется как экстаз.

Пафос – это возвышенная страсть:
  • героический – смещается в агрессию,
  • трагический – смещается в горе,
  • романтический – смещается в любовную страсть,
  • сентиментальный – смещается в эмотивность и депрессию,
  • сатирический – смещается в истероидность.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Образ выступает средством воздействия на потенциал аффекта, через его символизацию. Процесс символического оформления образа связывает его с глубинными, архетипическими началами души.

Основными механизмами управления аффектами посредством методов арт-терапии выступают:
  • контейнирование,
  • трансформация,
  • обнуление.

СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Художественный образ – это основа трансформирующего воздействия, осуществляемого на психику и тело человека в арт-терапии. Все свойства художественного образа обусловлены особенностями внутреннего мира человека, а также характером взаимодействия внутреннего мира и внешнего.

Внутренний мир одним из своих полюсов он уходит в иррациональную глубину. Контакт с внешним миром связан с рациональным, рассудочным полюсом внутреннего мира.
Свойства художественного образа:
  • энергичность, энергетический потенциал
    образ в значительной степени отражает энергетические аспекты состояния тела, его потенциал
  • композиционная завершенность
    чем более рисунок абстрактен, тем в большей степени он композиционно завершен, отдельные его части композиционно уравновешены и составляют неделимые части, степень снижения композиционной целостности повышает дискретность образа (распределение между полюсами иррационального – рационального отражается в степень композиционной завершенности - дискретности)
  • целостность
    любой образ следует воспринимать как целостный художественный объект, а не состоящий из разрозненных частей; дискретность не снижает целостности, но указывает на наличие скрытых нерефлексируемых связей между объектами, визуально целостный образ (композиционно завершенный) обусловлен интуитивным пониманием связей между элементами
  • экспрессия
    подразумевается эмоциональная экспрессивность художественного образа, образ может нести в себе потенциал перехода от одного состояния в другое, это всегда фрагмент опыта, истории, состояния
  • психологическая перспектива
    или «глубина образа», в них скрыты смыслы, подтексты и намеки на что-то иное, что не так хорошо поддается рефлексии и воспроизведения в других формах (речь) как того возможно хотелось бы – это перспектива самоуглубления
  • социальный (коммуникативный) контекст
    образ несет в себе потенциал социальной коммуникации и указывает на социальный статус автора, образ (рисунок) – это всегда послание другому (внутреннему- символическому, или внешнему – реальному человеку, или социальной системе/группе – например семья), образ выступает частью метакоммуникации субъекта
  • символизм
    метафоричность и аллегоричность образа, личность может прибегать к явной или скрытой символике, как средству воспроизведения своего опыта (биографического или архаического), символизм обеспечивает временную перспективу, связывая вероятное/моделируемое будущее и коллективное прошлое, через персональное настоящее (биографический контекст), иногда символы несут в себе архаический потенциал, они могут напоминать древние знаки и элементы иероглифической письменности – символические порядки в данном контексте трактуются как:
    • запрещающие
    • разрешающие
    • предупреждающие
    • инициирующие
    • завершающие
    • разделяющие
    • соединяющие
    • призывающие
  • историчность, коллективность
    художественный объекты и образы могут нести в себе потенциал коллективного (т.е. исторически обобщенного) опыта
  • событийность
    образ сопряжен с конкретным моментом жизни автора, т.е. несет в себе биографический потенциал, отражая субъективное восприятие событий
  • идеализация, мнимость, воображаемость
    образ может быть воплощением идеализированных внутренних объектов, проекцией фантазий и желаний субъекта, в этом качестве художественный образ можно сравнить с образом сновидения
  • гипногенность
    человек созерцающий образ может погружаться в трансовое состояние (легкий транс), автор образа, в ходе его создания, как правило, пребывает в состоянии транса
  • актуализация проблемности
    содержание художественного образа актуализирует внутренний вопрос, или проблемную ситуацию (актуальную – острую или хроническую, вытесненную), вместе с тем, актуализация вопроса несет в себе в сжатой форме и ответ на этот вопрос, возможно – вариант решения проблемной ситуации
  • конфиденциальность/тайна
    образ конфиденциален, т.е. не очевиден в своем смысле для внешнего наблюдателя, и представляет собой некую тайну о содержании внутреннего мира автора и о природе его персональных жизненный затруднений, автор может не выявлять желания раскрывать эту тайну и выносить скрытое содержание образа на всеобщее обсуждение
  • проективность
    образ выводит на воспринимаемую поверхность внутреннее содержание личности, это своеобразное сообщение, послание и способ избавления от внутреннего, возможно часть механизма сброса внутреннего напряжения
  • естественность/нативность (врожденность)
    в образе нельзя ничего изменить без трансформации самого образа, т.е. заключенных в нем содержаний, любая такая трансформация будет предполагать создание (появление) нового образа, образ всегда существует в единственном числе, в своей уникальности
  • терапевтичность
    восприятие и анализ художественного
    образа способны изменять состояние человека, степень его осознанности, глубину рефлексии и уровень сознания, т.е. приводить к психотерапевтическим эффектам
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Символический образ производен от архетипического начала
Он конденсирует в себе психическую энергию, которая может «развернуться» –
  • в смысл,
  • в состояние.
Аналитические вопросы:
  • Как выглядит? – форма
  • Как чувствуется, ощущается? – энергия
  • Что значит? – смысл
«ТРАЕКТОРИЯ» ДВИЖЕНИЯ СИМВОЛА
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МИШЕНИ ПРИ РАБОТЕ С АФФЕКТАМИ
Андрей Старовойтов
кандидат психологических наук, психотерапевт,
исследователь символических процессов
Практикум по
системно-аналитической
арт-терапии
Исчерпывающее обучение методам арт-терапии с учетом современных реалий, экспертность, алгоритмы создания собственных техник собственных