СОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ
В АРТ-ТЕРАПИИ
СИМВОЛИЗМ ТЕЛА
Тело можно изучать разными методами. Научный метод построен на строгой логике, где новые исследования подчас напрочь перечеркивают предшествующие теории. Но есть другой фундаментальный метод познания и творчества — символизм, в том числе телесный символизм. Он включает в себя искусство, религию, миф и собственно науку тоже, так как любое научное понятие описывается словами, а каждое слово — символ, включающий в себя всю многозначность истолкования и опыта.

В мире символов нет борьбы смыслов, есть только дополнение, уточнение, разворачивание образа до целостного образа мира.

Основной принцип в символическом познании: нет ничего случайного, отдельного.

Все является символом, потому что все существование едино в истине. Истолкование символа рассчитано на активную внутреннюю работу исследователя, так как символ не дан (как знак) а задан, его нельзя разъяснить логически, а можно лишь пояснить через другие символы.
Гёте связывал неуловимость, нерасчленимость символа не с мистической потусторонностью, а с жизненной органичностью, диалектикой всех форм природного и человеческого становления.

Символ выражает устойчивые фигуры бессознательного (архетипы) и поэтому на языке символов могут общаться люди разных возрастов, национальностей, взглядов.

Символы пронизывают повседневную жизнь, сказки, мифы, танец, обряды и наше тело говорит с нами тоже языком символов. Это жесты и параметры тела, голоса; названия органов и болезней.

ВЕРТИКАЛЬНОСТЬ ТЕЛА
Первое бросающееся в глаза отличие человеческого тела от тел других живых существ — вертикальность, выпрямление. Здесь на символическом уровне можно увидеть, что человеку дано не просто встать, выпрямиться, но и возрастать в течение всей своей жизни. В теории Юнга это связано с принципом индивидуации.

Вертикальность – символ единства восходящего Пути к высшему Смыслу.
Чтобы возвыситься над двойственностью, нужно ориентироваться на вертикаль, которая направляет, укореняет. Вертикаль идет от двойственности (ноги) к единству (макушка).

Мудрость, тайна, путь человеческого тела состоит в следующем: только встав на ноги, человек может обрести разум. Освобождение рук служат воплощением разумности.

Действия рук опосредуют возможность появления речи.
Способность к речи становится для человека величайшим испытанием. Вне тела нет полноты слова: тембр и интонация, громкость и темп способны придать одному и тому же суждению разный смысл.

Вертикальность выражает принцип ориентации к небу и способность смотрения в даль, за горизонт, в область трансцендентальных смыслов.
ГОРИЗОНТАЛЬНОСТЬ ТЕЛА
Связана с ориентацией к земле, к животному началу. Выражает идею отдыха, регресса, покоя, беспомощности, низкой активности, отсутствия вдохновения, восстановления сил, вялости. Этот перечень указывает на амбивалентность горизонтальной ориентации тела. Это и покой, с одной стороны, и пассивность, с другой.

Горизонтальная ориентация приводит к угасанию сознания. Тело в положении лежа стремится к тому, чтобы уснуть и отключится от реальности. Тогда как вертикальное положение, наоборот, включает сознание и тело в реальность, способствует ориентации в мире.

Горизонтальное положение – это растворение сознания в покое

Вертикальное положение – это знак концентрации сознания

ОРГАНИЗМ КАК СИМВОЛ: психоаналитическая трактовка
Георг Гродек (1917) выдвинул следующий тезис: «Я считаю глубоким заблуждением предполагать, что лишь истерик обладает даром делать себя больным с какой-либо целью; каждый человек обладает этой способностью, и каждый использует ее в объеме, который мы не вполне себе представляем».

За проявлениями болезни он видел «глубоко скрытые шифры неизвестного Оно, не имеющего, с его точки зрения, ни определения, ни объяснения.
Это Оно, которым «живет» человек, использует для своих целей и решений как органические процессы, так и психическую динамику. Поэтому для Гродека не существует кардинальной противоположности между органическим и психическим процессами.
Он указал на сходство динамики сновидений и органической симптоматики и сформулировал концепцию сходства генеза органических симптомов с формированием сновидений и невротических симптомов.

Органические симптомы развиваются так же, как сновидения и невротические симптомы, не существует принципиального различия между психическими и органическими процессами... Оно проявляет себя в большей мере то психическим, то органическим путем.

Гродек расширяет концепцию истерической конверсии, видя в этом механизм, присущий вообще всем жизненным процессам. «Оно» находит при этом символическое выражение как психических, так и органических процессов.
Он говорит об «организме как символе».
ТЕЛО В АРТ-ТЕРАПИИ
Арт-терапия по определению телесна. Она может разворачиваться вне контекста слов, но она невозможна вне контекста телесного действия. Поскольку любая творческая экспрессия проявляет посредством тела. Для того, чтобы изобразить то, что мы чувствуем, наш внутренний опыт, наши представления – мы должны взять в руки карандаш или кисточку. Уже это подразумевает произвольную телесную активность.

Если вы сделаете это сейчас – возьмёте в руки кисточку или мелок – вы сможете осознать импульс, который проходит через тело и мягко перетекает в образ, рождающийся на бумаге. Если вы хотите записать ваши впечатления – они будут перетекать на бумагу через ваше тело.

Тело – это универсальный посредник для любого творческого проявления. Вне контекста телесности не существует искусства.

Это же касается и терапевтического искусства.

Арт-терапия привносит в нашу телесность творческое содержание и задействует тело в творческой трансформации нашего сознания и представлений о себе и своей жизни.

ТЕХНИКА: "Взгляд в собственные глаза"
Глаза открывают доступ к вашему внутреннему миру - если вы начинаете смотреть в них с честностью, доверием и принятием. Речь идет о ваших собственных глазах.

Позаботьтесь о том, чтобы некоторое время вам никто не мешал. И пусть это будет вечер. Пусть это будет приглушенный свет настольной лампы. Но достаточный, чтобы видеть в необходимой степени отчетливо. Возможно, это будут свечи. Зеркало необязательно должно быть большим. Достаточно небольшого, круглого, настольного зеркала, или того которое вы носите в своей сумке.

  1. Расположитесь перед зеркало.
  2. Откройте глаза вашей осознанности.
  3. Начните смотреть в ваши собственные глаза, отражающиеся в глубине зеркала.
  4. Смотрите на себя мягко, с принятием и доверием. Рассматривайте собственные глаза внимательно, с любопытством и заинтересованностью. Всматривайтесь в них спокойно и с интересом.
  5. Что вы чувствуете? О чем вы думаете в данный момент? Что происходит с вашим теле? Старайтесь все время пребывать в осознанности.
  6. Возьмите лист бумаги и краски/мелки.
  7. Запишите ваши впечатления и чувства.
  8. Изобразите ваши глаза. Окружите их символической аурой образов, отражающих ваши чувства и ваше принятие самих себя.
Глаза - это зеркало души, это символ прозрачности внутреннего мира, это врата, через которые в разум входит свет. Глаза бывают ясные, влажные, затуманенные, тусклые и пепельные.

Глаза – это первый признак, по которому мы узнаем, что перед нами человек.

  • Андрей Старовойтов
    кандидат психологических наук, психотерапевт, исследователь символических процессов, автор и ведущий программы
Практикум по
системно-аналитической
арт-терапии
Исчерпывающее обучение методам арт-терапии с учетом современных реалий, экспертность, алгоритмы создания собственных техник собственных