8 день
Иерархия принадлежности и правила семейной системы
Иерархия проявляется в момент вступления индивидуума в систему семьи. Положение субъекта в структуре большой семьи определяет его изначальный порядок, который базируется на хронологической последовательности вхождения различных индивидуумов в систему.

Момент хронологической последовательности указывает на значимость фактора времени. Существование индивидуума определяется параметрами времени, в соответствие с которыми каждый получает свой ранг, т.е. через момент вхождения в систему – существование отдельной персоны семьи определяется временем такого вхождения. Тот, кто был в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже.

Точно так же ситуации, которые сложились в системе раньше, имеют преимущество перед теми, которые сформировались позднее. Следовательно, первый ребенок обладает преимуществом перед вторым, и отношения в паре имеют преимущество перед отношениями между родителями и их детьми.

Каждая семейная система бессознательно руководствуется этим правилом. Этот момент особенно важен в контексте терапевтической проработки дисфункций и ошибок семейной динамики – определение первичности и вторичности отношений и закономерностей. В этот также проявляется своя системная логика, поскольку благополучие ребенка определяется степенью благополучия его родителей, что снимает возможное противоречие относительно того, что благополучие родителей (или тех, кто вошел в систему раньше) не так важно, нежели благополучие детей (т.е. тех, кто вошел позднее) и что необходимо все силы «отдавать» детям.
Как отмечал А. Лоуэн: «Удовольствие, которое мать получает от своего ребенка, пропорционально удовольствию, которое ребенок получает от нее». И далее он пишет о том, что принцип взаимности лежит в основе всех подлинно любящих отношений.

Это мнение иллюстрирует идею того, что порядок следования системных отношений в семье не отменяет логики любви, заботы и принятия. Отношения между поколениями характеризуются комплементарностью в аспектах заботы и выражения чувств.

Поэтому сложно говорить об эмоциональном благополучии ребенка, жизнь которого разворачивается на фоне эмоционального неблагополучия, существующего в семье и между родителями, в частности. Но не существует идеальных отношений, как и идеальных родителей.

Следует скорее говорить об достаточно хорошей атмосфере в семье, как и о достаточно хорошей матери или достаточно хорошем отце. Такая достаточность определяется степенью адекватности организации семейных процессов и структурных отношений, как и степенью адекватности функциональных позиций родителей в отношении своих детей.

У достаточно адекватных родителей вырастают достаточно адекватные дети.

Следует различать внутрисистемный порядок следования и межсистемный порядок, т.е. порядок организации подсистем. Если в первом случае преимущество имеет тот, кто вошел в систему раньше, то в последнем случае ситуация меняет: недавно созданная подсистема имеет преимущество перед старой – например новая семья (нуклеарная) имеет преимущество по степени важности по сравнению с начальной, родительской системой. Закономерно, что там, где эта логическая очередность инвертирована (нарушена), автоматически возникают проблемы структуры, последовательности и, соответственно, передач и наследования.

Системные правила

В непосредственной связи с границами, степенью дифференцированности семьи, ее иерархической структурой и системой отношений находятся существующие в семье правила взаимоотношений и уклада жизни. Они позволяют ограничивать и регулировать поведение участников системы.

Правила описывают закономерности привычных стратегий поведения в семье, организации быта и отношений. В качестве правил могут выступать негласные рекомендации не говорить на определенные темы, или не поступать определенным образом, или не выражать свои чувства, или выражать их определенным образом, и пр.

Правила предполагают своего рода молчаливое соглашение участников системы в том, как они ведут себя и описывают свой мир, как видятся им варианты «возможного» или «невозможного» поведения. Типичной формулой обозначения правила является «Если так..., то...».

Правила могут выражаться дескриптивно (описательно) – как выглядит ситуация в семье, либо в виде прескрипций (предписаний), т.е. поведенческих рекомендаций относительно того, что стоит делать в тех или иных случаях, или «как следует поступать, если…».

Участники системы могут самостоятельно формулировать правила – при том условии, что они сами рассматривают себя как часть системы. В таких случаях принято говорить об эксплицитных правилах – прямых, прозрачных, обговоренных и ясных.

Однако чаще встречаются имплицитные правила – они проявляются и могут быть четко сформулированы лишь после их нарушения, то есть после того, как их уже рассматривают в качестве проблемы.

Имплицитные правила – это те, которые не проговорены и функционируют как негласные установки и ожидания. Там, где функционируют ограничивающие имплицитные правила, члены семьи нередко выбирают сложные обходные пути.

Например, в семье, где не принято говорить о своих потребностях, прилагается много усилий, чтобы убедить кого-либо другого в необходимости делать то, что на самом деле хотелось бы сделать самому. Именно такого рода правила лежат в основе дисфункциональных схем поведения и отношений, лишенных искренности и непосредственности.
Практика
Мандала
семейной системы
Семья представляет собой в большей или меньшей степени упорядоченную целостность.

В ней могу присутствовать различные дефекты, недостатки и дисгармонии, но эти феномены реализуются внутри определенной упорядоченности. Для того чтобы создать символическую возможность для укрепления структуры и повышения ее жизнеспособности, следует использовать символические образы, или аналогии, которые несут в себе идею полноценного гармоничного функционирования, целостности, гармонии и порядка.

Именно такой структурой выступает мандала.
1
Возьмите несколько листов бумаги из блокнота или тетради. В них необходимо будет создать символическое послание, адресованное коллективной душе вшей семьи. Это своего рода письмо, содержание которого будет известно только вам…, и Душе вашей семьи.
2
Создайте несколько посланий, касающихся особенностей жизни семьи и того, что необходимо в ней трансформировать, укрепить и исцелить.
3
Сделайте такие описания (символические послания) по трем темам:
  1. что требует исцеления (первое письмо),
  2. что требует укрепления (второе письмо),
  3. как должно быть (третье письмо).
4
После того как описания сделаны, сверните их так как вам захочется и как будет удобно, и перевяжите их нитками. Нитки возьмите шерстяные того, цвета, какого вам захочется.
5
После этого, на большом листе бумаги изображается мандала, в которой выделяют три области, соответствующие тематикам послания: внутренняя, средняя и внешняя зоны.
  1. внутренняя часть – символизирует то, что требует исцеления в структуре семейной системы, этот элемент в структуре мандалы связан с вашими отношениями с другими членами семьи и теми процессами, которые в семье происходят,
  2. средняя часть мандалы ассоциируется с тем, что требует усиления и укрепления, и связана она в первую очередь с самим субъектом, автором образа – что относительно вас нужно укрепить и усилить – это ресурсная часть системы,
  3. внешний контур мандалы – это идеальный образ семьи, то, к чему все должно прийти, как хотелось бы чтобы звучала и выглядела семейная система в гармоничном идеале.
6
Когда мандала готова, мы вклеиваем послания в соответствующие сектора. Полученная структура представляет собой символический контейнер, содержание которого формирует ментальную установку и бессознательную готовность к трансформационным процессам.
7
После этой работы ничего больше и никуда записывать не следует.
8
Эту работу желательно делать вечером в спокойном, расслабленном состоянии.
9
После этого можно просто отдохнуть, выпить чая, послушать спокойную музыку, почитать немного средневековой китайской лирики или немного Дилана Томаса, предаться грезам и отправляться спать.
«Речная луна» (Ду Фу, VIII век, династия Тан)
Луна обгоняет
медлительных волн череду.
На башне высокой,
терзаемый мыслями, жду.
По краю небес
скитаюсь немыслимый срок.
Давно уж послал
окропленный слезами платок.
В хрустальной росе
даже тени и те скруглены.
В Серебряной Речке
на дне половинка луны.
Кто весть принесет,
письменами вышив парчу?
Нахмуривши брови,
гашу, наконец-то, свечу...

Или пройдоха Дилан Томас, стихи которого можно читать всегда и в любом состоянии…
«У смерти никогда не будет власти…»
У смерти никогда не будет власти.
В пучинах, на нептуновом погосте
Они устав лежать, придут к нам в гости.
Колесование рвёт жилы, портит кости,
Но не всегда железны кандалы.
Роняли веру из ослабших рук,
Терпели, если зло-единорог
Их рвал. Но и в частях они целы.
У смерти никогда не будет власти.

У смерти никогда не будет власти.
А слушать глупых чаек — много чести.
Прибой на скалах умирает часто.
Цветок и без дождя рождает чувство.
Ромашка скажет — я его пила —
До сумасшествия они упьются.
Сквозь дождь, цветы, прибой они пробьются...
Разбей звезду, пока Звезда цела.
У смерти никогда не будет власти.
Моя судьба
Когда вы проснетесь на следующий день, первое о ком вам следует подумать – это о себе.
Подумайте о себе, о своей судьбе, о своем прошлом и о своем будущем.
Мысленно просмотрите свою историю от самого начала и до настоящего момента. Просмотрите ее бегло. На каких-то фрагментах истории остановитесь чуть дольше.
Пусть у вас будет достаточно времени для размышлений и воспоминаний.
Не торопитесь. Кажется, в спешке нет необходимости. Сегодня можно позволить себе медленное течение времени, событий, мыслей и чувств.
Посвятит сегодняшний день размышлениям о своей судьбе.
Попробуйте ответить себе на вопрос –
О чем ваша судьба и ваша жизнь, в чем ее суть, в чем ваше предназначение, какова ваша жизненная миссия и философия вашей жизни? Какими событиями была наполнена ваша жизнь?
Есть ли в вашей жизни повторяющиеся сюжеты?
Какую роль сыграли в вашей истории переломные моменты вашей жизни и с чем они были связаны?
Параллельно с этими размышлениями на листе бумаги можно рисовать прямые пересекающиеся линии – разными цветами, или монохромные, символизирующие направленность, векторность потока жизни.
Ключевые моменты размышлений запишите.