3 день
Фантазмы
семейной системы
Некоторые предпосылки к нашей теме…
Фантазм - не просто результат раннего, детского желания, он также матрица наших актуальных желаний. Каким образом фантазмы трансформируют восприятия и воспоминания, порождают сновидения, оговорки и ошибочные действия, побуждают к мастурбаторной активности, появляются в дневных грезах, пытаются неявно актуализироваться в выборе профессии, сексуальных и аффективных отношениях субъекта? Ранние бессознательные фантазмы субъекта стремятся к воплощению, хотя бы частичному, в действительной жизни."
«Словарь психоанализа» (под ред. Б. Вандермерша, Р. Шемама).
Фрейд: фантазм – это продукт бессознательного представления; воображаемый, сознательный (греза), предсознательный или бессознательный сценарий, который задействует одного либо более персонажей и более-менее открыто являет желание.

Фантазм одновременно и результат архаического бессознательного желания, и матрица актуальных желаний, сознательных и бессознательных.
Продолжая ход мысли Фрейда, Ж. Лакан подчеркивает, что природа фантазма, главным образом, языковая. Он также показал, что персонажи фантазма могут становиться весомее при включениях некоторых отщепленных элементов (слов, фонем и ассоциированных объектов, частей тела, особенностей поведения и т.д.), чем при их цельности.
Фрейд: если фантазм определяет бессознательное желание субъекта, то сам субъект может быть представлен в фантазме различными персонажами, которые в нем присутствуют. Под воздействием первичных нарциссизма и транзитивизма в фантазмическом сценарии часто происходит обращение ролей.

Фрейд выделяет и некоторые фантазмы, которые называет «первофантазмами», определяя тем самым фантазмы о происхождении субъекта, а именно: личные концепции (фантазмы первосцены или, например, семейный роман), источники сексуальности (например, фантазмы совращения) и, наконец, объяснение различия полов (например, фантазмы кастрации). Снова доказательство важности желания в создании фантазма: нет непосредственного соотношения между фантазмом и конкретными событиями, прожитыми ребенком. Фантазм выходит за рамки реального опыта и способен реальный опыт поглощать, или опутывать его сетью иллюзий и мнимых данностей.
Теперь по сути …
Фантазм – это высокофункциональная фантазия, стремящаяся подменить реальность.

Фантазм строится не на реальных, объективных и рациональных основаниях, а на бессознательных предпосылках и иррациональных установках, на скрытых потребностях и ложных мнениях.

Фантазм моделирует поведение отдельных членов семьи и семьи в целом – интерпретации и восприятие происходящего.
СЕМЕЙНЫЕ ФАНТАЗМЫ
Фантазм заботы и опеки
Проявляется в необоснованном (априорном, разворачивающимся по принципу «потому, что…») знании того, что нужно кому-либо из членов семьи для его нормального существования и для его жизни. Наиболее ярко проявляется в отношении детей, в знании «правильных» воспитательных стратегий, ы знании того, что для них лучше, как им жить, и как правильно необходимо о них заботиться. Кроме того – «я буду опекать и заботиться о тебе столько, сколько сочту нужным, поскольку я твоя мать/я твой отец», «ты для меня всегда будешь оставаться маленькой/ребенком…».

Реализация данной стратегии может касаться вариантов «отыгрывания» чувства беспомощности и собственной ненужности, тянущихся из собственного детства. Такое «отыгрывание» данного фантазма кем-либо из членов семьи лишает ребенка или партнера свободы для самоосуществления ими собственного проекта жизни.

В случае родительских стратегий следует отметить, что задача воспитания и заботы не в том, чтобы «удушить ребенка любовью», но сформировать адекватные условия для его адекватного, относительно правильного развития, допуская сам факт возможности реакций, выходящих за рамки «стандартных правил». Задача родителей – обеспечить возможности самореализации потенциалов, заложенных в личности ребенка.

В душе другого человека (ребенка, партнера) могут существовать собственные неясные для нас причины его поведения и решений. Мы также допускаем вариативность нормы, и не соглашаемся на ее «усредненную» трактовку.
Ошибки, которые приписываются действиям ребенка, касаются скорее души взрослых, находящихся рядом с ним. Поэтому – ошибки, непроизвольное (автоматическое) стремление избежать их, сверх забота и контроль – системно взаимосвязанные феномены.
Фантазм наказания
Проявляется в идее «нормативного» наказания, а также в том, что за наказанием последуют должные воспитательные результаты и что наказание формирует личность. В данном случае следует помнить, что любое наказание «нормативно» лишь в рамках родительского фантазма целесообразного воспитания. Преодоление данного фантазма будет связано с тем, что наказание должно быть заменено на организацию условий и обозначение границ допустимого и желательного для ребенка поведения.

То, насколько трудно родителям перестроить репрессивные воспитательные стратегии свидетельствует о степени захваченности данным фантазмом. Косвенно это указывает на степень собственной душевной травмированности.

Этот фантазм может проявляться и в супружеских/партнерских отношениях, в действиях против своего благополучия, связанных со стремлением спровоцировать у партнера чувство вины. Также данный фантазм может быть основанием для аутоагрессивных и саморазрушающих реакций – самонаказание за что-то или в силу невыносимого чувства вины перед кем-то (иногда непонятно за что).
Фантазм вины
Связан с представлениями о том, что кто-либо в семье несет всю полноту ответственности за событие или ситуацию (ребенок, который обвиняется в том, что он родился; супруг/супруга, обвиняемые в собственных неудачах). Вопрос касается не только актуальны отношений, но и трансгенерационных – в какой степени виноваты наши предки в наших ошибках, неудачах или переплетениях судьбы?

В супружеских/семейных отношениях вина всегда распределяется равномерно – это хорошо видно из скрытых закономерностей отношений и процессов, существующих в инцестуозных семьях или семьях, где присутствует насилие.
Вина за насилие или нелегитимные половые отношения распределяется равномерно между теми, кто имеет потенциальную возможность регламентировать и контролировать ситуацию (взрослые, но не дети).

В трансгенерационных закономерностях реализации судьбы предки выступают источником, но причинность касается не только их – она распределяется между их фигурами, присутствующими в семейной памяти, и реальным членом семьи, включенным в передачу сценария – насколько он бессознательно предрасположен к тому, чтобы реализовать патологический стереотип или трансгенерационный сценарий. Его зона ответственности касается возможностей трансформировать характер передачи и изменить закономерности наследования. Если он не способен этого сделать (хотя такая возможность есть в большинстве случаев) бессмысленно обвинять кого бы то ни было в прошлом, поскольку это ничего не меняет, но напротив, скорее усиливает закономерность передачи сценария дальше по генеалогической лини до тех, пор пока генеалогия не пресечется, сценарий не угаснет сама собой по прошествии ряда поколений, или кто-то из предков не начнет пытаться понять, что происходит с семейной системой и что с ней не так.
Фантазм воспитательной цели
Воспитывать ребенка необходимо так, чтобы сформировать определенный тип личности, направленность мировоззрения, жизненную позицию и пр. – «наш сын/дочь должен стат…, должен быть…». Либо это касается попыток «перевоспитать» супруга/супругу, исправить ошибки, допущенные в отношении него со стороны его родителей в детстве.

Здесь следует всегда помнить о наличии автономной динамики детской души, понимание особенностей которой в полной мере недоступны никому. Абсурдная идея о том, что психика ребенка представляет собой «чистый лист бумаги» устарела примерно 100 лет назад, но продолжает всплывать до сих пор, поэтому данный фантазм следует корректировать с учетом того, что есть врожденные направленности души и естественные предпосылки к тому, чтобы ребенок стал тем, кем он может и хочет стать. Противоречия, с которыми сталкивается родитель при осознании данного факта связаны скорее с тем, что обозначается как родительский проект – стремление видеть в ребенке некий идеализированный образ, недостигнутый в собственной жизни.

Тем более бессмысленно пытаться перевоспитывать супруга или супругу… В какой-то момент нужно успокоится, и начать получать удовольствие.
Либо поменять ситуацию, если она того требует. Но не за счет другого, а самостоятельно приняв определенные решения в отношение собственной жизни и собственного будущего.
Фантазм ответственности
Ребенок, супруг, партнер должны нести особую ответственность за те или иные события, процессы или функции (например, старшему ребенку делегируют родительскую ответственность за младшего). Вероятно все, что касается ответственности, требует уточнения акцентов: ответственность за кого-то, вместо кого-то, или ответственность перед кем-то.

Основную ответственность за благополучие своих детей несут только их родители, поскольку они выступают субъектами регламентации, выбора и принятия решений. Старшие дети не несут всей полноты ответственности за младших детей в семье, поскольку руководствуются решениями взрослых.

Вместе с тем следует помнить, что ответственность за тех, кто вошел в семью позже, лежит на тех, кто вошел в нее раньше, поэтому если представители более старшего поколения (родители) исключаются из процесса заботы (например, в связи с гибелью), ответственность автоматически перераспределяется по той же схеме, но в отношении других членов семьи – ответственность за младших детей может переходить к старшим детям.

Фантазм ответственности блокирует возможность собственных решений и выборов внутри семейной системы. Кто-то принимает на себя всю полноту или большую часть ответственности, либо на кого-то эта ответственность возлагается (и ложиться на его плечи непомерным грузом). Если кто-то из прошлого не смог справиться с ответственностью, она переходит по наследству дальше.

Радикальный выход из жизни через суицид возлагает бессознательную ответственность за жизнь и смерть погибшего на других членов семьи.
Фантазм долженствования
Реализуется в идее того, что кто-то кому-то что-то должен в связи с чем-то, например, дети должны заботиться о родителях потому, что те, в свою очередь, вкладывали свои силы в заботу и воспитание. Фантазм долженствования очень тесно связан с фантазмом заботы. Забота может быть продиктована бессознательным желанием вернуть себе то, что было вложено в ребенка и ожиданием того, что ребенок обязан будет заботиться о стареющих родителях и с него можно будет «потребовать» такую заботу или спровоцировать его к этому демонстрацией слабости, беспомощности и болезненности.

Но следует помнить, что это не та мотивация, на фоне которой следует выстраивать отношения с ребенком – ожидание от него «возврата» автоматически приведет к затруднению его собственной передачи полученного и накопленного в собственной душе опыта отношений будущим поколениям.

Родительский вклад в ребенка призван обеспечить не дивиденды в старости, а возможность передачи этого вклада последующим поколениям – «Я тебе даю не для того, чтобы ты вернул мне, а чтобы у тебя было что передать дальше». В противном случае привязывание ребенка к себе чувством долженствования пресекает возможность дальнейшей передачи опыта и потенциала жизни, и это существенно осложняет для него организацию собственных отношений и репродукцию себя в собственных детях.

Системная закономерность проявляется в том, что бессознательное требование возврата препятствует передаче и воспроизводству новых поколений людей. Это своего рода попытка вернуть нечто в прошлое. Вместе с тем долженствования могут быть и другого рода, что также препятствует движению в перед, поскольку ограничивает количество степеней внутренней свободы, сковывает движение души и возможности собственного выбора направлений развития.
Фантазм контроля
Проявляется в стремлении контролировать частную жизнь партнера или ребенка, или всю ситуацию в семье.

Бессознательной причиной реализации данного фантазма является отсутствие доверия к кому-либо в семье и проекция неспособности (отсутствие внутреннего ресурса) к контролю за собственными мыслями, чувствами и поступками.

Часто контроль предполагает усиление внутри семьи эмоциональных барьеров и запретов, что влечет за собой их усвоение ребенком. В дальнейшем это может привести к искажению или блокированию стратегий самореализации.

Любой контроль запускает реакцию сопротивления с попытками преодолеть ограничения контроля. Такие попытки могут реализовываться в виде внешних нарушений поведения, или в виде нарушения внутренних отношений – недовольство собой, теневые идентификации, негативизм, актуализация аффектов и соматизации.
Фантазм уничтожения
Связан с бессознательным желанием исключить кого-либо в семейной системе из семейного контекста и линии родства (ребенок, старики, супруг/супруга). Вероятнее всего данный фантазм выстраивается на патологическом сценарии или дегенеративном переплетении судеб, и связан с актуализацией механизмов смерти и умирания в мультигенерационной семейной системе.

Фантазм может реализовываться в прямых гибельных стратегиях или косвенно, через делинквентные стили воспитания или взаимодействия. Сюда же следует отнести и все вариации взаимодействия, которые потенциально несут в себе угрозу здоровью и качеству жизни, например неадекватные пищевые стратегии, которые реализуют родители в отношении детей, сексуализация отношений, зависимости, алкоголизация.
Степень фантазматичности семейной системы, существующей в соответствии с закономерностями традиционного (или архаического) уклада жизни, будет достаточно высока. Можно предположить, что фантазматический фон является определяющим в этом случае. Закономерно и то, что архаический уровень существования семейной системы приближает ее к уровню мифологических закономерностей, что указывает на возможность поиска аналогий между фантазматическими конструктами и мифами.
Практика
Судьба и
мифология семьи
Какие ключевые темы связаны со значимыми фигурами вашей семьи?
В таблице указаны основные ближайшие фигуры семейной системы: отец, мама, брат/сестра, супруг/супруга, собственные дети.
1
Опишите, какие ключевые темы – переживания, фантазии, мысли, чувства, потребности – связаны с этими людьми. Обратите внимание – это не вопросы к этим людям. Скорее это то, что с ними ассоциируется, связано с их присутствием в вашей жизни.
2
Возможно в вашем семейном окружении есть еще кто-то с повышенной для вас значимость. Укажите кто это и какие темы связаны с этим человеком.
Судьба моего отца?
1
Найдите комфортное тихое место. Иногда это сложно, или даже невозможно. Но постарайтесь максимально спокойное и тихое. Возможно, когда все уснут и вы окажетесь предоставлены сами себе.
2
Постарайтесь налить себе горячего чая, и пусть он будет чуть слаще чем обычно.
3
Вспомните про папу. Вспомните события с ним связанные. Приятные и печальные. Разные.
4
Вспомните его в разные периоды вашей жизни.
5
Опишите – о чем была и есть судьба вашего отца? О чем она?
Судьба моей мамы?
На следующий день по тому же принципу напишите о судьбе вашей мамы. О чем была и есть ее судьба?
Родительская диада
1
Теперь возьмите большой лист бумаги. Краски или мелки.
2
Мысленно разделите лист на две части. Левая часть листа будет посвящена маме, а правая – отцу.
3
Создайте символический образ, который ассоциируется у вас с мамой и символический образ, который ассоциируется у вас с отцом.
4
Материнский образ вписывайте в круг.
5
Отцовский образ вписывайте в квадрат.
6
Опирайтесь в ходе символизации н воспоминания и описания, которые у вас возникли в ходе выполнения предыдущих заданий.
7
Если вы чувствуете, что они должны соприкасаться или даже пересекаться – сделайте это. Если вам хочется изобразить их по-отдельности – это также нормально. Возможно, вы изобразите их по-отдельности, но окружите их некой символической аурой, на уровне которой реализуете представления о связанности образа отца и матери.
8
Обратите внимание на то какие чувства у вас актуализируются в ходе рисования.
9
Следуйте все время за вашей интуицией.
10
Размышления относительно символов и ваши ассоциации запишите в блокнот. Они точно пригодятся!