Восстановление ресурсов
семейной системы
Жизнь и продолжение из поколения в поколение существования семьи, не «семьи» вообще, а каждой частной семьи, в том числе и тех семей, к которым имеет отношение каждый из нас – это попытка противостоять смерти, безумию и хаосу.

Семья обеспечивает преемственность поколений и каждый из нас в тайне надеется стать частью семейной памяти и той фигурой, о которой буду помнить положительно и долго. Со временем мы превратимся во внутренние фигуры в душе наших детей и имеет значение, как о нас будут вспоминать и придется ли детям избавляться от тех частей собственной души, которые оказались невыносимы для нас самих, и мы невольно перенесли их в психику ребенка. Мы надеемся, что память о нас сохранится; но из поколения в поколение сохраняется лишь то, что отмечено признаками любви, либо признаками ненависти; все остальное элиминируется в вихрях семейной истории. И что выберет наша душа, куда будет вложен наш внутренний потенциал, что через нас проявится… – возможно одна из самых больших тайн семейной истории.
В противостоянии безумию, семейная система дает критерии нормы и возможность восстановиться, возможность «прийти в себя»; распад систем, как правило, сопровождается значительными потрясениями внутреннего мира. Поэтому сохранение структуры и поддержание баланса дает надежду на целостность и ощущение внутренней нормальности; особенно это актуально в «эпоху постмодерна», в период утраты системы ценностей, множественных интерпретаций «того же самого», доминирования абсурда и тотальной симуляции подлинности.

И самое главное, семья дает ощущение структуры, которая продолжает внутреннюю структуру души. Фактически, семью можно рассматривать как проекцию структуры души, нашего внутреннего мира.

Семья выступает сложным переплетением миров каждого своего члена и каждый вносит свой уникальный вклад в содержание семейной истории. Чей-то вклад оказывается бóльшим и более значимы, а чей-то совершенно мизерным и незаметным, кто-то удерживается в семье, кто-то умирает, кто-то выходит из нее, а кто-то дает начало новым поколениям и смыслам существования.

Но семья – это всегда структура, лучшая или худшая, но структура, и в этом заложен значительный потенциал противостояния глубинному экзистенциальному хаосу, порождающему ужас небытия.
Семья – это источник, основание и причина. Обладая системными характеристиками, семья выходит за пределы индивидуальности. Ее границы могут включать в себя людей, разделенных между собой значительными расстояниями. Диапазон влияния семейной системы, как известно, определяется радиусом действия связей, имеющих место в семье.

Семья является экзистенциальной системой, поскольку дает основания для формирования идентичности, утверждения себя в мире, для приобретения базовых смыслов существования, экзистенциального осмысления своего прошлого и принятия перспективы будущего; семья обеспечивает экзистенциальный базис для утверждения смыслов собственного существования – она способствует их утверждения, поскольку имплицитно они присутствуют в ее жизни.

Но такое самоутверждение возможно и «от противного»: экзистенциальный вакуум семейной системы, ее экзистенциальная пустотность и «посттравматическая выхолощенность» приводят к необходимости самостоятельного поиска таких смыслов – через боль, через собственную пустоту, через сопротивление и внутренний конфликт принятия, через осознание утраты в семье экзистенциальных опор и необходимости их восстановления.
Семья – это не только то, что способно поддержать и утвердить жизнь, семья способна выбить почву из-под ног, обесценить и омертвить – до полной гибели субъекта, либо он решается на самоутверждение и внутренний поиск вопреки нарастанию системного хаоса.

Смысл – это нечто не очевидное, то, что невозможно приобрести усилиями, ориентированными во вне, поскольку мир не предоставляет оснований для смысла; смысл – это продукт экзистенциальной и символической работы души.
Экзистенция семейной системы есть продукт внутренней символической структуры, порождающей смысл, который дает основания к формированию внешней элементарной социальной структуры, в качестве корой и выступает семья. Иными словами, структура возможна если существует утверждающий ее смысл; ее жизнеспособность зависит от лежащих в ее основе смысловых характеристик. И как пишет юнгианский аналитик Джеймс Холлис: мы можем жить без ощущения счастья, но не можем жить без ощущения смысла. Именно смысл скрепляет семью, либо надежда на то, что такой смысл есть, но никак не счастье, которого в семье может не быть – последнее, скорее закономерность, нежели исключение из правил. Но если верить Оруэллу, счастье возможно, если мы перестаем делать из него свою цель...

Система – это целостное образование, превосходящее в своих функциональных качествах сумму составляющих ее частей; объединенные в систему отдельные частные элементы, интегрируясь, дают новые системные качества, которыми они не обладали по отдельности.

Система есть сущность, которая в результате взаимодействия ее частей может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое.
Андрей Старовойтов,
кандидат психологических наук, психотерапевт,
исследователь символических процессов