12 Тема - 2 Ступень

Мандала сновидений -

структурный анализ

Интерпретация – это прояснение скрытого смысла, заключенного в определенную форму.

В ходе интерпретации задействованы три стороны:
  • субъективность автора,
  • субъективность интерпретатора,
  • репрезентативная форма.

Репрезентативная форма объекта интерпретации – охватывает все возможные смыслосодержащие выражения человеческой субъективности:
  • письменный текст,
  • произведение искусства,
  • речь,
  • поступок,
  • жест,
  • символ.

Главная функция репрезентативной формы – трансляция заключённого в ней смысла.

Принципы истолкования

П. Рикёр: любая интерпретация обнаруживает множественность возможных смыслов («Конфликт интерпретаций»).

Идеи связанные с процессом интерпретации:
  • многообразие возможных интерпретаций;
  • количество интерпретаций бесконечно.

Репрезентацию нельзя понять раз и навсегда.
При каждом возвращении к репрезентируемому образу мы видим и понимаем в нем что-то новое.
a
автономность интерпретируемого объекта - интерпретатор должен уйти от собственной субъективности, которая может исказить корректность интерпретации, смысл должен не «вноситься», а «обнаруживаться»;
b
целостность, или смысловая связанность, требует от интерпретатора соотнесения части и целого для прояснения смысла символического объекта;
c
актуальности понимания - требует способности рассмотрения репрезентируемого образа с учетом актуального и культурного контекста;
d
герменевтическое смысловое соответствие, или адекватность понимания – подразумевает открытость интерпретатора духу, создавшему произведение, необходимость настроить себя на созвучие с мыслью автора, что предполагает широту горизонта интерпретатора, которая порождает родственное, конгениальное с объектом интерпретации состояние духа.

Герменевтический круг

Чтобы понять часть, нужно понять целое, чтобы понять целое, нужно понять часть (Ф. Шлейермахер). Часть - раскрывает себя через понимание целого и контекста. Но чтобы понять целое – нужно понять все части из которого это целое состоит.

  • Объем символических репрезентаций мира бесконечен.
  • Процесс понимания принципиально не может быть завершён, и мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу.
  • Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.

Познающий субъект включен в процесс интерпретации (В. Дильтей).
Видеть одновременно часть и целое – это божественное свойство (Платон).
  • «Ткань» мира и ее целостность обусловлены восприятием человека.
  • Вместе с развитием интерпретации и понимания происходит трансформация субъекта.

«Неизбежное движение по кругу именно в том и состоит, что за попыткой прочесть и намерением понять нечто «вот тут написанное» «стоят» собственные наши глаза» (Г. Гадамер).

Процесс

Данная техника направленна на исследование структуры и содержания сновидений.
  1. Запишите ваше сновидение так как вы его помните с максимальной детализацией (см. таблицу).
  2. Опишите ваше состояние после пробуждения (желательно сразу), связанные со сновидением чувства, и эмоции.
  3. Описание событий предыдущего дня, или ключевых текущих событий.
  4. Выделите из описания сна все ключевые элементы, как визуально присутствующие в сновидении, так и переживаемые, в том числе мнимые эффекты сна, связанные с ощущением присутствия или какого-то необъяснимого и непередаваемого процесса.
  5. Описываемый элемент должен иметь краткое обозначение, например: старая дверь, лесная дорога, высокая гора, кровавое озеро, оскаленная пасть, непонятное существо, сильное чувство испуга, странное возбуждение, и пр.
6. Дальше вы переходите непосредственно к работе с мандалой. Фактически она будет представлять собой структурный разбор сновидения.
7. В вашей мандале будет столько секторов, сколько элементов вы выделили из сновидения. Поэтому, если элементов достаточно много, вам потребуется большой ватман. Также стоит ожидать, что работа может занять значительное количество времени - возможно несколько дней, недель, месяцев или даже лет.
8. Первый уровень (I) – вы указываете название/обозначение элемента.
9. Второй уровень (II) – вы делаете его визуальное воспроизведение, т.е. изображаете данный элемент, буквально или символически, но близко к тому, как он проявил себя в сновидении.
10. Третий уровень (III) – опишите ваши свободные ассоциации, связанные с каждым элементом сна.
11. Четвертый уровень (IV) – вы описываете свои чувства и эмоции, которые ассоциируются с данным элементом.
12. Пятый уровень (V) – вы описываете действия и вашу активность, который ассоциируется с данным сновидным элементом – что вам хочется сделать, когда вы воспринимаете и думаете про данный образ (возможно ваши потребности будут также связаны с тем, какие действия в отношение данного элемента вы совершали во сне).
13. Шестой уровень (VI) – вы описываете ваши потребности и желания (явные и тайные), которые ассоциируются с данным элементом. Если на этом этапе вы чувствуете затруднения, моете перейти к следующему этапу, возможно понимание скрытых потребностей придет позже. Но в любом случае, не забывайте про вашу интуицию и доверие к себе.
Проанализируйте полученный материал. Поразмышляйте над ним.

Постарайтесь осознать какие образы вам стали более понятны, а какие по-прежнему словно в тумане и продолжают скрывать свой смысл. Не останавливайтесь на этом.

Продолжайте искать и вчитываться в тайные послания, заключенные в структуру образов сна. Используйте для этого любые доступные для вас средства – спонтанные инсайты, книги, искусство, знаки мира, фильмы, реплики ваших знакомых, видения.