1 Тема - 2 Ступень
Символическая атмосфера
и эфирные образы в арт-терапии

Символический фон

Фон – это условие возникновение фигуры. Любая фигура, а символ, который рождается в ходе арт-терапии, это именно фигура, – всегда рождается на определенном фоне.

Фон может быть абстрактным, размытым и нечетким, неструктурированным и «неопределенным», но это не означает, что фигура, рождающаяся на его основе, также должна быть неопределенной и «нечеткой».
Само понятие фона предполагает три смысловых значения:
  • 1
    визуальный фон
    на котором происходит формирование художественного образа, такой фон характеризуется определенной гармоний цветовой граммы, плотность и прозрачностью оттенков;
  • 2
    эмоциональный фон
    связанные с переживаниями и чувствами – актуальными («здесь-и-теперь») и текущими, такой фон определяет интенсивность и характер образов;
  • 3
    событийный фон
    связан с актуальными обстоятельствами жизни, проявляется в направленности возникающих образов.
Если мы говорим о визуальном фоне, то его основная задача – создать своего рода контрасты, так, чтобы центральная фигура смога выразить свое содержание. Впрочем, фон может поглощать центральный образ, что приобретает свой смысл – способствует ли фон выражению и проявлению центрального смысла символической фигуры образа, либо он поглощает этот смысл и делает центральную фигуру менее очевидной?

Античная философская традиция говорит нам о том, что идея фона и сам фон выступал тем началом, которое проявляло и рождало объект. В нашем случаем мы понимаем, что речь идет о семитическом объекте.

Природа фона и природа фигуры контрастны относительно друг друга, но при этом они составляют неразрывную пару. Если есть фон – на нем обязательно, рано или поздно, проявится некая символическая фигура. И если мы видим фигуру, то важно понимать, на каком фоне она проявилась. Поскольку фон, это то, что можно было бы обозначить понятием контекст. Например, в речи: фигурой речи может выступать метафора, но любая метафора всегда приобретает смысл в контексте той или иной ситуации, в контексте определенных событий или переживаний. Оторванная от контекста метафора, как правило, малопонятна. Поэтому фигура и фон связаны между собой диалектическим единством – они обусловливают друг друга.

В определенном смысле мы могли бы говорить о том, что фон выступает выражением материнского принципа. Тогда как фигура, будучи более структурированной и отчетливой, выражает отцовский принцип.

Соотношение фигуры и фона также отчетливо проявляется в условиях терапии, где общая атмосфера и обстановка, создаваемая терапевтом выступает в качестве значимого фона, на котором может проявиться «фигура» клиентской проблемы.

Фон и его смысл – это то, на основе чего происходит любое творческое событие и пробуждение символа.

Символическая атмосфера

Символическая атмосфера – универсальное понятие, означающее чувственно воспринимаемый событийный контекст, в котором рождаются и воспроизводятся образы, в котором происходит пробуждение и актуализация творческого процесса. Рождение символа происходит всегда в особой атмосфере. Именно в контексте такой атмосферы происходит структурирование и выражение символа. Вне подходящего событийного фона воспроизведение символа затруднительно или невозможно.

То, что обозначается нами в качестве психической (символической) атмосферы, имеет бессознательную природу. Ее актуализация через имагинативное погружение и размышления, способствует усилению образно-символической активности сознания.

В арт-терапии символическая атмосфера создается благодаря ряду факторов, к числу которых относятся следующие:
  • роль и степень внутренней целостности и осознанности терапевта;
  • общая обстановка, имеющая место в арт-терапевтическом пространстве;
  • инструкции и комментарии, которые даются к техникам;
  • символический контекст происходящего и темы работы;
  • присутствие и активность других участников процесса (группа, семейная система).
Само понятие «атмосферы» восходит к явлению фанетии, так как она понималась в античной орфической традиции. Фанетия – это символическая атмосфера, некий сакральный фон, воспроизводящий (или производящий) образы, за которыми скрываются бессознательные предпосылки (идеи). Функциональность такого фона заключается в том, что именно он, если он имеет место быть и сформирован необходимым образом, позволяет проявиться символическим фигурам, объектам и смыслам, выйти из сферы воображения, из области имагинативной реальности в сферу проявленных, овеществленных объектов, состояний или рефлексий. Говоря предельно обобщенно, фанетия – это та атмосфера, в которой разворачивается мистерия, происходит явление священного (иерофания) или божества (теофания).

Бесконечные внутренние пространства души, обладающие неисчерпаемым творческим потенциалом, обозначаются понятием имагинативный абсолют (Я. Голосовкер). Именно из сфер имагинативного абсолюта души происходит явление символа и смысла, и вокруг этого абсолюта организуется мистериальное таинство, чтобы символ и смысл могли быть творчески проявлены для человека и мира.

Понятие фанетия производно от имени греческого бога Фанета (Фанеса), выступавшего в орфической традиции воплощение творческой силы. Его имя означает «являться» или «проявлятся» (φαντός). Но когда первоначальный бог Фанес растворился, осталась фанетия, т.е. атмосфера, необходимая для иерофании – священного присутствия и проявления.

Говоря языком аналитической психологии, фанетия – это условие «большого» архетипического события, например встречи с архетипической реальностью; также это условие внутренней трансформации и актуализации трансцендентальной функции души. Именно с этой функцией связан процесс индивидуации человека и поиска внутренних архетипических основания для понимания своей природы и предназначения.

Для арт-терапевтического процесса символическая атмосфера необходима в качестве психологического фона, способствующего проявлению символических образов и созданию символических объектов.

Воспроизведение символической атмосферы

Визуализация и воплощение символической атмосферы не предполагает изображения чего-то конкретного, определенного, чуткого, структурированного и предсказуемого. Скорее это почти спонтанное движение размытых образов, направленных на то, что раскрепостить психику, расслабить психологические защиты, преодолеть сопротивление и снизить порог проницаемости в сознание бессознательного материала. В особенности это целесообразно, если мы понимаем, что наш клиент проявляет тревогу перед творчеством, эмоционально ригиден и пассивно сопротивляется процессу соприкосновения с материалом бессознательной психики.

Для создания образов символической атмосферы целесообразно использовать слабоструктурированные художественные средства, позволяющие создавать эффект прозрачности, размытости, «эфирности», и хорошо поддающиеся смешению. Это могут быть:
  • вода, акварельные краски, гуашь,
  • растертая сухая пастель, угольная или графитная крошка, сепия или сангина.

Технически, для создания «эфирных» образов могут быть использованы: кусочки ваты, поролон, мятая бумага, рельефные предметы, ткань, природные материалы – перья, листья растений.
Процесс
На листе плотной (акварельной) бумаги, с помощью слабо контролируемых художественных средств (акварель, меловая крошка) создайте образ вашей «внутренней атмосферы». Посмотрите внутрь себя – как вами ощущается внутренняя атмосфера вашей души, как она представляется вам, когда вы закрываете глаза?

  1. Начните прислушиваться к своим ощущениям.
  2. Что вы воспринимаете внутри себя, если это не просто пустота и если это не бесцветный нейтральный фон.
  3. В какие оттенки вы могли бы раскрасить внутреннее пространство.
  4. Пусть это будут спонтанные образы, не обладающие очевидным смыслом и не требующие интерпретации.

Мелки
  1. Раскрошите некоторое количество мелков разного цвета (сухая пастель) или одного выбранного цвета на бумагу.
  2. Начните создавать абстрактные образы пальцами или пятой бумагой, растирая меловую крошку.
  3. Создавайте различные по плотности узоры и контуры символического фона.

Акварельные краски
  1. Смочите лист акварельной бумаги водой, после чего по мокрой бумаге выбранным цветом начните создавать узоры и разводы, ассоциирующиеся с чувством внутренней атмосферы.
  2. Следуя за воображением, добавляются новые оттенки, полутона, цветовые переходы и абстрактные цветовые формы.
  3. Создайте серию случайных полупрозрачных и растекающихся образов.
  4. Не стремитесь рисовать что-то конкретное, с четко очерченными границами. Пусть все контуры будут размыты, а границы проницаемы.
  5. Создавайте пятна и разводы на бумаге руководствуясь внутренним интуитивным ощущением цветовой гармонии.

В ходе создания образа, его динамических вариаций и после завершения рисунка обращайте внимание на то, какие особенности и элементы внутренней атмосферы (чувства, мысли, переживания, потребности) отражаются в характере образов.
Аналитические вопросы

  1. С какого оттенка вы начали создание образа, почему именно он был выбран в качестве первого?
  2. Какими особенностями обладает ваша внутренняя атмосфера, какая она и о чем?
  3. Есть ли в атмосфере более плотные области и более прозрачные? С чем они ассоциируются?
  4. Какие чувства у вас возникают, когда вы рассматриваете ваши образы?
  5. О чем вы думаете, глядя на рисунок?
  6. Чем характеризуются те или иные элементы рисунка? Какие в них концентрируются эмоции и чувства?
  7. Можно ли предположить, что в разных участках, изображенных, например, разным цветом или обладающих различной плотность, способны рождаться различные символические образы?
  8. Выражены ли в элементах рисунка скрытые потребности и желания?

Эфирность: прозрачность, туманность, облачность

Понятие эфира, эфирности, этериальности происходит от древнегреческого слова αἰθήρ, обозначающего «горний воздух», т. е. верхние слои воздуха. Греческое слово айтер (эфир) происходит от праиндоевропейского корня *aidh, означающего «гореть».

В греческой культуре эфир, как элемент пространства, или как форма материи, персонифицировался в образе бога Эфира. В пространственном смысле эфир – это часть мира, верхний, наиболее лёгкий, тонкий, разрежённый, прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат и в котором живут боги. По версии римского мифографа Гигина (I в н. э.), бог Эфир был рожден Хаосом.
В качестве эфирных (этериальных) образов мы обозначаем любые которые характеризуются прозрачностью, воздушностью, размытостью, с нечеткими и размытыми границами, слабоструктурированные. Они напоминают нечто туманное, облачное, атмосферное.

Центральная идея, которая выражается в подобного рода образах – их динамичность и изменчивость. Если это акварельные краски или гуашь – добавление дополнительного объема воды в рисунок автоматически вызывает его трансформации. Мы можем наблюдать снижение цветовой плотности, увеличение прозрачности, смешение соседних оттенков и размытие границ. Кроме того, эфирные образы в полной мере выражают идею фона, поскольку размытие цветового градиента и прозрачность не создает резких контрастов и позволяет на их фоне создавать другие, более отчетливые и структурированные образы.

Все эти особенности эфирных образов вызывают их ассоциацию с эмоциональностью и эмоциональной динамики. Эти образы столь же динамичны и изменчивы (при определенных условиях, в качестве которых выступает, например, вода), как изменчивы эмоции человека.

Исходя из этого в рамках арт-терапевтического процесса эфирные образы могут быть использованы при работе с различными аспектами эмоциональности, а именно:
  • подавленные и заблокированные эмоции;
  • уточнение эмоционального фона;
  • трансформация состояний от негативного полюса к позитивному;
  • негативные, «токсические» и «теневые» эмоциональные состояния;
  • ресурсные и вдохновляющие состояния;
  • развитие состояние покоя и внутреннего расслабления.

В целом, подобного рода образы направлены на облегчение эмоциональной нагрузки и мягкое «высвобождение» заблокированных чувств.

В качестве эфирных образов могут выступать:
  • прозрачное, чистое, ясное небо;
  • вечернее или утреннее небо;
  • чистые белые облака различной плотности, формы, текстуры;
  • размытый, далекий горизонт;
  • туман, дымка;
  • «тяжелые», грозовые облака.

Отдельную категорию эфирных образов составляют: солнечный свет, сияние, зарево, гало, различного рода ауры, свечения, ореолы вокруг объектов.
Мы можем использовать эти образы я ряде ситуаций, связанных с динамикой и характером эмоций, чувств и состояний:
  • когда имеет место выраженный агрессивный фон или общее психоэмоциональное напряжение;
  • в случае неопределенной тревоги;
  • при усилении чувства страха;
  • на фоне панических состояний (сочетая художественную экспрессию образа с визуализацией и дыхательными практиками);
  • при соматическом напряжении;
  • в случае когнитивного замешательства, беспокойства, неясности.

Сама идея прозрачности и воздушности ассоциируется с облегчением эмоциональной нагрузки, с ощущением снижения напряжения, что и составляет терапевтический потенциал данных образов.

Облака моего настроения

Образ облаков может служить средством воплощения актуального настроения, чувств, переживаний, размышлений и фантазий. Вы можете о чем-то думать и в этот же момент создавать незаурядные облачные образы, трансформации и развитие которых будет идти параллельно с развитием ваших чувств, мыслей или фантазий.
Процесс
  1. Прислушайтесь к себе, к своим чувствам, к настроению.
  2. Представьте себе небо с облаками… Так словно оно внутри вас.
  3. Какие это облака? Они замершие или стремительно бегут по небу? Они плотные или прозрачные? Они белые, дождевые или грозовые? Они на закате или на рассвете? Они спокойные или напряженные? Может быть это дымка или туман?
  4. Возьмите большой лист акварельной бумаги, акварельные краски. И изобразите те облака, которые вы увидели и ощутили внутри себя с учетом вашего настроения и ощущения себя в текущем моменте.
  5. Вы можете смочить лит бумаги водой и создать размытые облачные образы. Вы можете также воспользоваться дополнительными материалами, с помощью которых можно делать характерные отпечатки, например кусочек ваты и поролона.
  6. В ходе рисования наблюдайте за своим состояние. Меняется ли оно по мере того, как трансформируются облачные образы? Наблюдайте за своим дыханием. Пусть этот процесс носит спокойный, расслабленный и медитативный характер. Пусть дыхание течет плавно и ровно, также, как облака в конце августа вечером воль горизонта.
В ходе обсуждения или рефлексии этих образов достаточно обозначить свое состояние, его динамику и ход процесса, но не обязательно углубляться в сложные символические или «тайные» смыслы, которых в этой технике может не быть вовсе. Смысл процесса в данном случае заключается в самом процессе.

Динамика облачных образов

Образы облаков могут ассоциироваться с различными эмоциональными состояниями. И они могут отражать динамику наших состояний. Зная это, мы можем влиять на наше эмоциональное состояние через трансформацию образов, которые с ним ассоциируются, в данном случае через образы облаков.

Исследование оттенков эмоциональности через облачные образы может носить аналитический характер и быть направленным на рефлексию и «тестирование» различных аспектов эмоциональной динамики, не зависимо от того, насколько те или иные переживания (например, тоска или злость) актуальны в данный момент (см. таблицу).

Либо мы можем работать в этой техники с актуальными в данный момент кризисными переживаниями, связанными с динамикой дисфункциональных эмоций – злость, гнев, раздражительность, обида, чувство вины, апатия, тоска, тревога и пр. В этом случае техника направлена на постепенно снижение выраженности негативного эмоционального тонуса, его «обнуление».
Процесс
  1. Изобразите образы облаков, которые ассоциируются с теми или иными эмоциональными состояниями. Используйте для этого схему, приведенную в таблице ниже.
  2. Наблюдает за тем, как меняется характер образов в зависимости от перехода от одной эмоции к другой.
  3. Обратите внимание как меняется ваше собственное состояние по мере прорисовки образов, ассоциирующихся с различными эмоциональными состоянии.
Другой вариант этой техники основан на принципе «обнуления» состояния. В том случае если человек переживает актуальное кризисное, болезненное, дискомфортное состояние, мы предаём ему изобразить это состояние в виде абстрактных образов, напоминающих облака.
Процесс
  1. Изобразите в левой части схемы образ облаков, который ассоциируется у вас с вашим нынешним состояние. Это может быть злость, раздражение, обида, недовольство, напряжение, тревога или страх, замешательство, уныние, апатия и беспомощность, или любое другое дискомфортное для вас состояние.
  2. Перерисуйте этот образ последовательно несколько раз, постепенно снижая его интенсивность и выраженность «теневых» оттенков. Пусть образ постепенно становится более легким, прозрачным и воздушными.
  3. Финальный рисунок должен отличаться от исходного.
  4. Подберите наиболее подходящую характеристику или обозначение тем чувствам, которые ассоциируются с итоговым образом облаков. Какие у вас возникают ассоциирующиеся с ним метафоры? Что сейчас изменилось в ваших ощущениях? Как изменились ваши переживания параллельно с трансформациями образов? Если в начале вы испытывали злость, то во что она превратилась в итоге?

Рельефные образы

Неожиданные и непредсказуемые образы могут возникать, если вы будете использовать нестандартные средства художественной экспрессии. В частности такие, которые обладают рельефность, т. е. неровной и изменчивой поверхностью. Вы можете использовать любые рельефные поверхности для создания случайных и неравномерных образов, которые могут послужить вам в качестве фона для дальнейшего создания более структурных образов. Впрочем, сам фон может служить предметов художественного исследования и эксперимента, и быть вполне самодостаточным объектом арт-терапевтического анализа.

В качестве источника рельефа могут выступать:
  • кусочки сухой древесной коры,
  • сухие листья растений,
  • плотная рельефная ткань,
  • плоские пластмассовые изделия с рельефной поверхностью,
  • деревянные, бамбуковые или соломенные (плетеные) подставки для посуды,
  • гофрированный картон,
  • упаковочные материалы.

Необычные узоры на бумаге вы сможете получить двумя способами – если положите рельефный предмет под бумагу и затем на поверхности бумаги мелками, меловой крошкой или карандашами, следка продавливая бумагу начнете прорисовывать рельеф. Второй способ создания необычного фона – нанести на рельефную поверхность краску и создавать ею отпечатки на бумаге.
Процесс
  1. Подложите рельефную поверхность под бумагу, слегка прижмите бумагу к рельефной основе и мелками начните вычерчивать ее очертания.
  2. Возьмите рельефную основу и нанесите на нее акварельную краску, акрил или гуашью, после этого сделайте на бумаге отпечатки.
  3. Для создания текстурных случайных образов вы можете использовать мятую бумагу. – Скомкайте небольшой кусок плотной бумаги, нанесите на нее небольшое количество краски и сделайте серию отпечатков на рабочей поверхности листа, где формируется спонтанный образ.
  4. Когда фон будет создан, добавьте к нему дополнительные графические элементы – возможно они оформятся в более отчетливые символические фигуры. Для этого используйте любые дополнительные средства – кисточки, листья растений, пальцы, птичьи перья. С помощью этих средств добавьте в рельефный образ элементы структурности, гармонии и порядка.
Аналитические вопросы

  • Как выглядят эти образы?
  • Проступают ли в них какие-либо черты и структуры?
  • С чем они у вас ассоциируются?
  • Какие чувства навевают?

Тени

В этой технике мы исследуем случайные и нестабильные образы, нечеткие, с мерцающими границами и изменчивыми очертаниями.

Вам понадобится любая свеча, которую вы могли бы зажечь перед собой. Свет ее пламени способен создать особую и таинственную атмосферу. Он расслабляет и успокаивает мысли, чувства и внимание.

Ваша задача в этой технике – создать спонтанные образы, отражающие плавное течение ваших, чувств мыслей, движений, когда беспокойства и тревогу уходят на второй план.
Процесс
  1. Зажгите перед собой свечу.
  2. Возьмите различные предметы – это могут быть ветка дерева, , листья, цветы, детские игрушки, небольшие куски ткани, и любые другие предметы, с помощью которых можно создавать тень.
  3. Расположите между собой и свечей большой лист бумаги.
  4. Наблюдайте за тем, как на бумаге отражается свет свечи, как мерцают изменчивые тени и отблески пламени. Присмотритесь к ним. Почувствуйте их.
  5. Какие они рождают в вас чувства, ассоциации, воспоминания, мысли?
  6. Запишите с правого края листа несколько своих ассоциаций, запишите несколько образов, которые возникли, отметьте, что вам вспомнилось в этот момент.
  7. Проведите рукой перед огнем свечи – какие появляются тени на бумаге? Как они выглядят? Что они вам напоминают?
  8. Возьмите левой рукой различные предметы. Поместите их перед свечей, так, чтобы они отбрасывали тень на лежащий перед вами лист бумаги. Понаблюдайте за игрой теней, отбрасываемых предметами. Какие это тени? О чем они? Получается ли у вас управлять тенью? Или создавать случайные образы?
  9. Сделайте несколько зарисовок по контурам теней. Используйте любые средства, какие у вас есть под рукой, даже не совсем привычные – это могут быть традиционные краски и кисточки, но может быть в качестве изобразительного инструмента небольшая ветка дерева, сухая трава, смоченная в краску ткань, мятая бумага, собственные руки или перо птицы.
  10. Какие образы у вас родились? Не возникает ли у вас ощущение, что эти образы о чем-то сообщают или выражают что-то таинственное?
  11. Запишите рядом с ними или в блокнот ваши ассоциации.