2 Тема - 2 Ступень
Внутренние территории и символические ландшафты души

Территория души

У каждого человека есть места – «особые места», – где с ним в течение жизни происходили разнообразные значимые события.

Это такие места, где осталась часть нашей души. И которые звучат в нас приятной тоской, говорящей о том, что наше прошлое не лишено смысла, в нем была глубина и яркость переживаний, боль, удовольствие, вдохновение и страсть, счастье, тишина, далекий горизонт, глаза напротив, улыбки и смех, детский лепет, растворение и удивление, долгие разговоры сквозь ночь и молчание в полной тишине и одиночестве.

Мы знаем, что есть такие места, которые содержат в себе ощущение смысла. Мы опираемся на них, всматриваясь в будущее. Они как бы в прошлом, но мы смотрим на некоторые из них, и они возникают перед нами как будто бы в будущем, рождая надежду на то, что поиск себя еще не завершен и мы сможем однажды вернуться к себе, или вернуть потерянные части души. Когда однажды все эти части соединятся и вместе с ними соединятся все наши «таинственные места», став одним – тем единственным местом, которые скрыто от посторонних глаз в глубине нашего сердца. (И в этот момент рекомендуется к прослушиванию: Alex Serra & Totidub «Outer Space», 2019)
Процесс
1. Запишите все значимые события (или их максимально полный список), которые произошли с вами в течение вашей жизни до настоящего момента. Постарайтесь выбрать именно значимые события, т. е. такие, которые оказали значительно влияние на вас и на вашу жизнь, на ваши чувства, мысли, составили яркие эпизоды вашего жизненного опыта. Это события, которые сопряжены с болью, с удовольствием, с чувством принадлежности, близости и счастья, с потерями, с надеждой, с вдохновением. Таких событий не может быть много, но все, которые были из их числа, запоминаются на всю жизнь. Создайте перечень таких событий. Пусть это будет не линейный и хронологический список, но спонтанный – записывайте их по мере актуализации воспоминаний и пробуждения, связанных с теми событиями чувств.

Вспоминайте людей, чувства, обстоятельства, места и обстановку событий.
2. Вспомните места, где с вами происходили те или иные значимые события. Это могут быть, например, населенные пункты – города, поселки и пр., либо определенная местность, ставшая для вас особенно значимой. Это могут быть места, где с вами происходили те события, которые вы описали выше, но также и места, которые для вас особенно значимы в силу того, что это именно ваши места, места вашей силы, где осталась и продолжает жить часть вашей души, места, где вы испытали чувство тишины, умиротворения, покоя, или особый, ни с чем не сравнимый восторг, или печаль, горе и расставания – это все те события, которые запечатлелись в вашей душе в определенных местах и все те места, где осталась часть вашей души.

Запишите перечень таких значимых и памятных для вас мест. Они составят своего рода символическую территорию вашей души, ее ключевые точки.
3. Возьмите большой лист бумаги. Нанесите на него условную позицию (точку) для каждого такого места. Все обозначенные вами места обладают различной степенью значимости – где-то эта интенсивность выше, где-то ниже. Есть места нейтральные, и вы их тоже хорошо ощущаете в себе. Вы о них знаете, но вас там уже нет. Вы рассматриваем только те места, где продолжает жить и звучат часть вашей души.

Подберите для каждого из обозначенных вами мест символическую репрезентацию. Пусть это будет различного размера округлая форма с различной цветовой и содержательной конфигурацией. Размер символического обозначения (репрезентации образа) зависит от степени значимости и интенсивности данной локации.


4. Сделайте описание опыта, ассоциирующегося с обозначенными вами местами.
Что здесь с вами происходило? Какого рода события?
Что вы чувствовали при этом и какой опыт вы здесь проживали?
5. При желании вы можете соединить локации между собой, обозначив тем самым внутренние связи и границы символической территории вашей души. Найдите для репрезентации такой связи наиболее подходящий образ.
Дальнейшая работа в этой технике строится на описании опыта и его вербальном воспроизведении. Создается нарратив, репрезентативный для каждого места и прожитого в нем опыта, анализируется и обсуждается в групповом или индивидуальном формате. Создание интегрированного нарратива, описывающего опыт, ассоциирующийся со значимыми местами, позволяет интегрировать фрагменты души и перепрожить заблокированные чувства. Возникающее в субъективном восприятии чувство территориальной целостности реконструирует чувство опоры и заземленности в тех территориях, которые связаны с архетипическим родовым и территориальным опытом.

Территориальный нарратив и территориальные символы, помимо формирования и воспроизведения в формате группового или индивидуального аналитического обсуждения, могут быть также воспроизведены через системное моделирование. В этом случае, в пространстве терапевтической студии или кабинета обозначаются локации, писанные клиентом. Клиент последовательно переходит с одной позиции на другую, воспроизводя и перепроживая связанный с обозначенным местом опыт чувств, событий и переживаний.

Данная техника может быть адаптирован для работы с травматическими событиями, связанными с опытом утрат, беженства, «потери родины» и привычной жизненной среды. Техника позволяет осуществлять прогрессивную экспозицию травматического опыта с возможностью реконструировать, перепрожить и интегрировать заблокированные чувства.

Фотография значимых ландшафтов и пространств

Процесс
1. Начните фотографировать панорамные фотографии мест, который вы встречаете там, где вы находитесь сейчас и в отношение которых у вас возникает особое созвучие.
Всматривайтесь в эти ландшафты.
Дышите.
И ощущайте себя как часть этого пространства.

2. Если у вас есть фотографии мест, значимых и резонансных для вас, но недоступных в данный момент – природных ландшафтов, где вы бывали, – вы может поделиться этими образами.
Сделайте к ним краткое описание – что они значат для вас?
С какими чувствами и переживаниями связаны?

Внутренние ландшафты души

Наш внутренний мир может быть представлен по аналогии с внешним, т. е. состоящим из различных ландшафтных объектов. Ландшафтные объекты выступают в качестве символов, структурирующих внутренние территории души. В данном случае в качестве символических ландшафтных аналогов мы рассматриваем формы естественного природного ландшафта.

К таким формам естественного природного ландшафта могут быть отнесены:
  • суша – она ассоциируется со стабильностью, плотностью, фиксированностью, с пространством как таковым, с разнообразными местами, где разворачиваются различные аспекты жизни человека и его семьи;
  • вода – это подвижность, мягкость, динамичность, вода ассоциируется с изменчивостью нестабильностью, с ходом времени, с повторяемостью сюжетов, к категории воды относятся в первую очередь море, озера, реки;
  • лес – это воплощение тайны, загадочности, испытаний, превращений, столкновения с чем-то неизвестным и непредсказуемым, в некотором смысле в лесу происходит потеря и обнаружение себя, столкновение с потусторонним и с самим собой настоящим;
  • горы – это символ опасности, испытаний, препятствий, преодоления трудностей и достижения целей;
  • степи – это открытое пространство, символ свободы, безграничности, возможностей и жизненного выбора.

Во внутренних пространствах души могут помимо ландшафтных объектов, возникать различные животные и мифологические существа, а также проявляться природные явления.

Мифологема, которая лежит в основе данной технике – это образ покинутого Эдема и возвращение к нему. Именно данная мифологема в контексте рассматриваемой техники выступает источником ресурсных символов и смыслов.

Данная техника осуществляется как имагинативный процесс, предполагая активное участие воображения и спокойный, медитативный фон. Процесс может сопровождаться тихой музыкой.

Техника состоит из двух частей:
1 – создание образа внутреннего ландшафта в воображении на основе воспоминаний и фантазий;
2 – художественное воплощение образа в виде рисунка или в смешанной техники (коллаж, фотоколлаж).
Процесс
1. Вводная часть. Является стандартной процедурой релаксации и погружения во внутренние ощущения.
Дыхание спокойное.
Тело расслаблено.
Ощущение внутреннего покоя и пустоты.

2. Основная часть. Ее содержание заключается в прогрессивном воспроизведении образов, и в наблюдении за их трансформациями. Последовательность формирования внутреннего образа следующая:
  • после того, как тело и сознание в достаточной мере расслабят, представьте внутри себя пустоту;
  • ощущение пустоты спокойное и стабильное – это равномерная и прозрачная пустота;
  • в этой пустоте вы начинаете смотреть вперед перед собой, в какой-то момент пространство перед вами проясняется – вы начинаете видите небо и далекий горизонт;
  • начните спокойно и расслабленно всматриваться в открытое небо: какое оно? – тихое, спокойное, ясное, с облаками, грозовое, ветреное, солнечное, пасмурное, дождливое, темное, светлое, утреннее, полуденное, дневное, вечернее, ночное;
  • обратите внимание на то, какие чувства в вас рождаются в тот этот момент;
  • постепенно ваше внимание опускается ниже, и вы начинаете видите перед собой определенный ландшафт: что это за место и какое оно? – рассмотрите его как бы сверху или со стороны, и обращайте внимание на детали местности и на то, что есть в этом ландшафте;
  • рассмотрите ландшафт в деталях, представьте, что этот ландшафт символизирует пространство вашей души;
  • найдите в этой местности подходящее для вас место и поместите себя туда – что это за место?, какое оно?, чем оно отличается от других мест в этой местности?, какие здесь присутствуют природные объекты?, есть ли здесь море и побережье, лес или горы, пустыня?, что вы ведете перед собой?;
  • прислушайтесь к себе – что вы чувствуете в данный момент (спокойствие, напряжение, дискомфорт, гармонию или что-то другое)?;
  • что происходит в этот момент с вашим телом, находящимся «там»?;
  • постарайтесь максимально полно и детально рассмотреть и почувствовать особенности местности, свое состояние, включая цветовую гамму, запахи, тактильные ощущения от прикосновения к объектам, общую атмосферу места;
  • мысленно прикоснитесь к тем предметам и объектам, которые оказались рядом с вами;
  • понаблюдайте за тем, как окружающая вас обстановка преображается, как образы сменяют друг друга;
  • возникают ли в пространстве движения, появляются ли какие-либо существа, например насекомые, животные?, как ведут себя растения?;
  • присутствуют ли в образе погодные явления, например дождь или ветер?;
  • обратите внимание на то, что с вами происходит, как вы себя чувствуете, какие возникают воспоминания?

3. Завершающая фаза. Выход из медитации. Вернитесь к своей актуальной идентичности, к ощущениям своего тела «здесь-и-теперь», восстанавливается осознанный контроль за дыханием, за чувствами и образами. Сознание заполняется привычным потоком мыслей и образов, связанных с внешней реальностью.

В завершении вы можете прислушаться к своему телу и обратить внимание на то, где в теле продолжают звучать отголоски ландшафтных образов.
Аналитические вопросы

  • Как вы себя чувствуете после медитации? Что изменилось в ваших ощущениях себя и своего тела?
  • Легко ли вам было погружаться в процесс созерцания, насколько легко удавалось расслабить тело?
  • Какого рода образы возникли в вашем воображении, насколько они были комфортны для вас?
  • Возникло ли у вас ощущение, что те образы, которые вы увидели, имеют отношение непосредственно к вам и отражают особенности вашей личности, ваших переживаний или вашего личного опыта? связаны ли они каким-то образом с вашим прошлым, с теми местами, где вы бывали прежде?
  • Во время медитации какие места вспоминались?
  • Было ли что-то необычное для вас в данном процессе?
  • Продолжает ли еще звучать в вас эти образы?
Дальнейшая работа с образами «внутренней территории» направлена на выражение имагинативного образа художественными средствами.
Процесс
  1. С опорой наимагинативные образы, возникшие в ходе визуализации, вам необходимо изобразить при помощи художественных материалов увиденное вами место, элементы ландшафта, объекты и предметы, общую обстановку – максимально приближено к тому, как образ выглядел при визуализации.
  2. Мысленно вернитесь к образам, которые воспринимали в ходе визуализации.
  3. Изобразите увиденное вами место по возможности реалистично.
  4. Постарайтесь через цветовую гамму передать общую атмосферу места и связанные с ним ваши чувства.
  5. Опишите свое состояние, ассоциирующееся с этим метом, так, если бы вы там были – опирайтесь на схему, приведенную в таблице 2.4.
Аналитические вопросы

  • Что вы увидели, что это за место, какими характеристиками обладает увиденный вами образ?
  • Что в нем было для вас примечательного, необычного, неожиданного?
  • Насколько он показался вам гармоничным, спокойным, сбалансированным, «вашим»?
  • Кто еще присутствовал в том месте?
  • Были в нем тревожные или пугающие элементы, опасности, что больше всего спровоцировало ваше напряжение, с какими именно элементами образа была связана ваша тревога?
  • Что вы делали в этом месте? Хотелось ли вам сделать что-то необычное?
  • Что происходило с вашим телом в этом месте?
  • Можно ли сказать, что этот образ отражает место комфортное и спокойное для вас, гармоничное, дающее вам ощущение ресурса, если нет, то почему, что необходимо изменить (или что должно измениться) для усиления его ресурсного потенциала?
Примечания
  1. образ может быть изображен в двух версиях – место, которое было увидено в ходе визуализации, или спонтанный, интуитивный образ места, где душа чувствует себя хорошо и спокойно;
  2. два этим варианта могут быть также изображены последовательно, как этапы трансформации образа в ходе повторного представления и перерисовывания – особенно в том случае если воображаемый образ оказался тревожным и недостаточно спокойным;
  3. так же образы могут быть изображены на одном листе, разделенном вертикальной линией – слева исходный образ и справа трансформированный образ, ресурсный;
  4. акцент на трансформации делается в том случае, если исходный образ был излишне тревожащим, содержал в себе элементы опасности – в этом случае его можно пересмотреть в ходе повторной имагинации с произвольным изменение элементов, или трансформировать сразу в ходе рисования после аналитического обсуждения;
  5. структура внутреннего ландшафта может быть воспроизведена и проанализирована в ходе системного моделирования, с привлечением либо других членов группы, либо в индивидуальном процессе через моделирование символического пространства и позиций, обозначающих те или иные элементы внутреннего ландшафта.

Территория травмы: прогрессивная экспозиция

Данная практика направлена на последовательную проработку травматического опыта, связанного утратами «своей территории», с необходимостью покинуть привычную среду жизни, с вынужденной миграцией на более безопасные территории.

Техника позволяет реализовывать принцип прогрессивной экспозиции, в соответствие с которым мы последовательно приближаем сознание клиента к ядру травматической ситуации.

Центр травматической ситуации, связанной с утратой территориальной принадлежности, всегда ассоциируется местом постоянного проживания человека, с той территорией, где проходило становление личности и разворачивалась активная социальная и личная жизнь человека. В силу различного рода факторов, к которым могут быть отнесены социальные, политические, экономические кризисы и конфликты, военные действия или природные катаклизмы, человек вынужден был покинуть значимую для него территорию, место своего постоянного проживания. Это то значимое место, где формировался повседневный быт, выстраивались отношения, строилась карьера, приобреталось имущество – в целом разворачивалось то, что можно обозначить как значимая повседневность, составляющая фундамент жизни. Именно на этом фундаменте происходит становление личности, развитие внутреннего потенциала, творческая самореализация и индивидуация сознания.

Когда в силу катастрофических обстоятельств человек вынужден покинуть пространство значимой повседневности, это проживается как обрушение фундамента жизни, что ставит под вопрос все то, что было наработано на основе этого фундамента – личные достижения, карьера, привычный уклад жизни, стабильные семейные отношения, материальное имущество.
Прогрессивная экспозиция, связанная перепроживанием травматического опыта утраты свой территории, предполагает постепенное восстановление целостного образа этой территории, с последовательным приближением к центру этой территории, связанному с местом постоянного проживания в прошлом – это может быть дом, квартира. Восстановление целостного образа значимой территории, которую человек вынужден был покинуть, необходимо для того, чтобы осмыслить эти образы как часть значимого прошлого опыта и перепрожить печаль утраты если эти территории были вынужденно покинуты.
Перепроживание чувств и воспоминаний призвано сформировать целостный нарратив о месте, о значимой территории, с которой был связан прошлый жизненный опыт, перестав их воспроизводить как актуальный в настоящем нарратив травмы утраты.

Воспроизведение и описание значимых мест как того, что было в прошлом, освобождаем пространство для адаптации в настоящем, травматические воспоминания перестают блокировать актуальную необходимость адаптации. Новое место перестает восприниматься как нечто временное с постоянно длящейся готовностью покинуть его. Такая готовность препятствует необходимости актуальной адаптации.

Задача прогрессивной экспозиции, связанной со значимыми местами проживания в прошлом, заключается в том, чтобы осознать и интегрировать жизненный опыт именно как опыт прошлого, сформировать целостный нарратив, посвященный значимым местам, рассмотреть воспоминания как символический фундамент души и научится, опираясь на него, выстраивать новую модель будущего – освободить место в душе для новых территорий и научиться адаптироваться на них, найдя новые пространства для укоренения души.

Ниже мы приводим краткий алгоритм прогрессивной экспозиции, связанной с воспроизведением образов значимых пространств и территорий жизни.
Этапы прогрессивной экспозиции
  1. Прикройте глаза. Представьте, что вы погружаетесь в себя, в свои воспоминания.
  2. Представьте общую обстановку местности и природный ландшафт, где вы жили раньше. Вспомните природные особенности региона и местности: реки, озера, леса, луга, горы, овраги, степи и пр.
  3. Вспомните значимые для вас места, где вам было приятно находится и отдыхать. Места, которые ассоциируются с покоем и расслабленностью. Вспомните с кем вы там бывали. Были ли рядом с вами значимые для вас люди. Кто они? Как происходило ваше взаимодействие?
  4. Вспомните город или населенный пункт вашего постоянного проживания в прошлом, место, которое вы вынуждены были покинуть. Вспомните его окраины и пригороды, строения, дороги, мосты, улицы, площади.
  5. Вспомните центральные районы города или центр вашего населенного пункта – центральную площадь, центральный проспект, центральную улицу, центральные здания.
  6. Вспомните места, где вам было приятно находиться в вашем городе или населенном пункте – парк, набережная, любимое кафе, магазины.
  7. Вспомните улицы рядом с вашим домом, ближайшие магазины, детскую площадку, школу, сквер.
  8. Вспомните улицу, на которой находился дом. Вспомнить соседские дома. Особенности улицы. Вспомнить соседей, которые жили рядом с вами, друзей родственников.
  9. Вспомните сам дом, двор, обстановку во дворе, детали окружающего пространства -деревья, газоны и пр. Вспомнить внешний вид вашего дома.
  10. Вспомните внутреннее пространство дома или квартиры – входная дверь, прихожая, комнаты – спальня, гостиная, детская, кухня, санузел, шкафы и кладовки, мебель – кресла, диваны, кровати, общая обстановка, посуда на кухне, цветы, любимое место в квартире.
  11. Вспомните себя за повседневными делами, в спокойной обстановке, в безмятежности, в уверенности, в окружении близких и значимых людей.
  12. Перенесите ваше внимание на актуальные телесные ощущения – почувствуйте свое тело, дыхание, чувства, мысли.
  13. После завершения, откройте глаза.
На протяжение всей экспозиции следует обращать внимание на телесные и эмоциональные реакции человека. И после завершения экспозиции также следует зафиксировать в теле реакции человека и чувства, и уже в ходе постэкспозиционного обсуждения проанализировать мысли, ассоциации, чувства человека, и возможности его дальнейшего развития.

По этому же алгоритму экспозицию можно сделать в виде психодраматического процесса.

Как в ходе визуализации, так и в ходе психодраматического перепроживания опыта, в пространства воспоминаний или игры можно ввести фигуру вспомогательного «Я» – это образ значимого человека, который будет оказывать психологическую поддержку в случае эскалации травматических или кризисных реакций.

Ландшафтные объекты и символы

Жизнь человека с глубокой древности разворачивалась и протекала в условиях естественного природного ландшафта. Человека окружали леса, степи, горы. Степи формировали пространство свободы и поиска. В ходе своих миграций и освоения новых территорий человек сталкивался с различными природными препятствиями – это могли быть опять же горы, овраги, ущелья, пустыни. Реки и озера питали человека. Иногда реки служили «дорогами», по которым осуществлялся дальнейший путь. Вдоль мировых рек формировались великие цивилизации древности. И с какими бы природными препятствиями не сталкивался человек, он всегда мог видеть горизонт, в направлении которого разворачивалась его жизненная стратегия.

Горизонт моего будущего

Горизонт – это универсальный символ перспективы и развития. Все наши цели и смысла ориентированы к горизонту, и именно он выступает источником нашего будущего. Мы живем по направлению к нему. Более того – подлинные, глубинные источники смыслов всегда расположены за горизонтом, и представляют для нас тайну, поиска ответов на которую не редко и составляет смысл жизни. Ключевой вопрос, который явно или неявно звучит в душе каждого из нас – что нас ждет за горизонтом жизни? О пока жизнь продолжается, горизонт остается для нас источником мечтаний и надежд.
Процесс
  1. Расположитесь удобно. Ваше внимание пусть остается внутри вас.
  2. Представьте себе образ горизонта – далекого, влекущего к себе, горизонта, по отношению к которому разворачивается ваша жизнь.
  3. Возьмите большой лист бумаги. Краски или мелки.
  4. Изобразите образ горизонта, символизирующего ваше будущее. Каким вы его себе представляете? – Он видится вам размытым или более четким? В каких оттенках вы его представляете? Возможно, это горизонт на закате или на рассвете? Возможно, это горизонт в степи, в горах или на море? Есть ли вдоль горизонта облака или на горизонте чистое, прозрачное небо? С чем они у вас ассоциируются?
  5. Что вы чувствуете, мысленно всматриваясь в свой горизонт? О чем вы думаете? Что происходит с вашим телом, как вы его ощущаете? Что бы вы хотели сделать?