8 Тема - 2 Ступень
Социальная мандала
Современный мир испытывает навязчивую потребность в войне. С одной стороны, есть люди (группы людей), основная экзистенциальная задача которых – поддержание преемственности жизни, своего культурного и социального опыта. С другой – политические системы, которые преследуют властные и экономические интересы; у этих систем нет как таковой экзистенциальной задачи, но есть функция власти, направленной на собственную генерализацию. Политические системы, как акторы своих собственных интересов, замкнуты на самих себе; они лишены онтологического горизонта, за которым усматривается трансцендентальный смысл. Их природа – это исчерпывающая себя мифология, стремящаяся к бесконечному нравственному регрессу. Экзистенция людей либо подчиняется, либо сопротивляется функциям и установкам власти. Сопротивление может быть активным (пассионарным), либо пассивным – через дистанцирование. Подчинение также может носить как пассивный, так и активный характер.
Коллективная память людей строится на стремлении к консолидации внутри сообщества. Именно такая консолидация обеспечивает трансляцию жизни и символов культуры последующим поколениям. Консолидация опыта основана на социальной активности человека.

Власть стремиться в целях реализации собственных интересов манипулировать естественными потребностями людей, патологически трансформируя их в крайности. Формой выражения таких крайностей выступает непринятие любой инаковости, поскольку она якобы противоречит собственным культурным интересам. Однако естественная логика развития культуры стремится к разнообразию форм, взаимопроникновению и обогащению новыми символами и смыслами. Трансляция культурных ценностей и символов строится на коллективной памяти людей, которая обобщается в виде культурной памяти.

Коллективная память также может выступать объектом манипуляции. Поскольку история – это не только то, что было и о чем помнят, это еще и то, что создают искусственно. История создается сейчас о прошлом. И она не только носит описательный характер. Возможность ее «пересоздания», «перепрочтения» основана на интерпретации того, что было с учетом реалий сегодняшнего времени.

Коллективная память – это естественная потребность людей зафиксировать культурный и событийный (социальный) опыт с учетом своего повседневного быта и возможностей организации пространств и условий своей жизни (но не интересов власти). Жизнь должна обеспечивать возможность своего воспроизведения. Все что противоречит этой установке – соответствует интересам власти, поскольку власть не руководствуется категориями жизни, власть руководствуется мифологическими категориями судьбы и предназначения. Метафизика свободы противоречит мифологии судьбы.
Коллективная память патологически трансформируется властью. Ее вторжения в пространство жизни человека нарушает направленность его самореализации в условиях интегрированной культуры. Интегрированной, поскольку между культурами нет границ. Границы всегда возникают в условиях дифференциации властных интересов. В отличие от них, культура представляет собой целостное образование. Патология культуры – это ее фрагментация и изоляция. На уровне больших групп фрагментация культуры проявляет себя в разрывах и искажениях коллективной памяти.

Факты, становящиеся основаниями для коллективной памяти, в конечном счете, сводятся к событиям повседневной жизни людей. Наш социальный опыт и организация социального пространства – эта та основа, на которой формируется коллективное сознание.

Социальная мандала

Данная техника направлена на исследование различных социальных сфер, в которых происходит жизнь человека и осуществляется его судьба. На некоторые из этих сфер мы можем активно повлиять. Некоторые оказывают влияние на нас.

Процесс создания социальной мандалы включает в себя два этапа.

Этап 1. Описание сфер социального опыта через визуальные и смысловые ассоциации.

Этап 2. Создание целостного образа социальной мандалы, репрезентирующей личные представления о различных социальных сферах и их проявлениях в собственной жизни.
Ход работы
I этап

  1. В таблице указаны сферы социальной активности человека.
  2. Проанализируйте каждую из сферы.
  3. Если какой-то из сфер не хватает и вы хотели бы указать что-то дополнительно – вы можете это сделать в конце таблицы.
  4. Подберите для каждой из сфер следующие ассоциации.
  • цветовые (используя для этого краски или мелки),
  • символические (графический образ),
  • описательные и эмоциональные ассоциации,
  • личное значение для вас данной сферы, ее субъективная ценность, значимость и смысл.
II этап

На основе описаний создайте образ социальной мандалы. Для этого используйте матрицу, представленную ниже.
Варианты создания мандалы и ее дальнейшего исследования

  • Создание коллажа/ассамбляжа по указанной схеме – анализ и обсуждение смыслов и значений.
  • Создание рисуночной мандалы по указанной схеме – анализ и обсуждение смыслов и значений.
  • Психодраматическая игра – разыгрывание социальных установок по ролям.
  • Индивидуальное системное моделирование социального опыта.
  • Групповое системное моделирование социального опыта, связанного с содержанием каждой из сфер – протагонист располагается в центре; для репрезентации каждой из сфер назначаются заместители, они располагаются вокруг протагониста; по мере актуализации переживаний они сообщают о своих чувствах и переживаниях протагонисту.